Понятия и термины, применяемые в бизнесе

выбор

VII. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Понятие коммерческой тайны существует издавна и применяется во всех странах с рыночной экономикой. У нас понятие коммерческой тайны было отменено декретом «О рабочем контроле» (1917 год) и узаконено только в 1990 году Законом СССР о предприятиях в СССР. Понятие коммерческой тайны определяется наличием любой деловой информации, которая имеет или может иметь для предприятия ценность в реализации коммерческой деятельности и утечка которой может нанести предприятию ущерб, а также информации, которая не является общеизвестной или общедоступной на законном основании. Информация может стать основой коммерческой тайны, если не является государственным секретом и не защищается авторским и патентным правом; не касается негативной деятельности предприятия (нарушение законов, неэффективная работа, административные ошибки, загрязнение окружающей среды и т. д.). Кроме того, информация должна быть соответствующим образом обозначена, предприятием обеспечивается ее конфиденциальность. Объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и порядок их защиты определяет руководитель предприятия. Руководитель, администрация и работники обязаны строго хранить коммерческую тайну предприятия, что должно быть закреплено в Уставе предприятия. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, не может быть универсальным, поскольку то, что является тайной на одном предприятии, не обязательно является таковой и на другом. Но можно выделить несколько направлений, определяющих состав коммерческой тайны, с учетом определенных сторон деятельности на любом предприятии.

ПРОИЗВОДСТВО — сведения о структуре производства, производственных мощностях, запасах сырья, материалов, комплектующих изделий.

ПЛАНЫ — сведения о планах инвестиций, закупок, продаж, об изменении структуры производства и технико-экономических обоснованиях такого изменения.

ФИНАНСЫ — сведения об уровне доходов предприятия, состоянии банковских счетов и производимых операциях, о долговых обязательствах и состоянии кредита, о балансах и движении средств, о финансовых операциях.

УПРАВЛЕНИЕ — сведения о применяемых оригинальных методах управления, о подготовке, принятии, использовании отдельных решений руководства по коммерческим, организационным, производственным и иным вопросам.

ПАРТНЕРЫ — систематизированные сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, поставщиках, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках, клиентах, а также о конкурентах, информация о которых отсутствует в открытых источниках.

ЦЕНЫ — сведения о методах расчета, структуре, уровне цен и размере скидок.

ПЕРЕГОВОРЫ — сведения о подготовке и результатах проведения переговоров.

КОНТРАКТЫ — сведения, условие конфиденциальности которых установлено в договорах, контрактах, соглашениях и других обязательствах предприятия.

РЫНОК — сведения о применяемых методах изучения рынка, о результатах этого изучения, об оценках состояния и перспективах развития рыночной конъюнктуры, о рыночной стратегии и эффективности коммерческой деятельности предприятия.

НАУКА, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ