Понятия и термины, применяемые в бизнесе

выбор

5. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР (AGENT'S CONTRACT) — договор между доверителем и агентом, определяющий характер и объем поручения, которое агент обязуется выполнить за счет и от имени доверителя за определенное вознаграждение. Агентирование советских судов в иностранных портах осуществляется морскими агентами на основании договоров, заключаемых ими с пароходствами Министерства морского флота.

АВАНС ФРАХТА |FRIGHT ADVANCE) — документ о предварительной плате в счет фрахта.

АКТ-ИЗВЕЩЕНИЕ — документ, составляемый в дополнение к генеральному акту в случаях, когда при приеме грузов выявлены недостача, порча, потеря, нарушение упаковки и т. д. Служит основанием для предъявления претензий стороне, допустившей это.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АКТ (GENERAL DEED) — документ, которым оформляется приемка импортных грузов советским портом от судна по количеству мест, весу и качеству.

ДИЛИВЕРИ-ОРДЕР (DELIVERY ORDER) — документ, содержащий распоряжение о передаче указанному в нем лицу определенной части перевозимого по коносаменту груза в порт назначения. Выдается в случае, когда груз, перевозимый по одному коносаменту, подлежит передаче по частям разным получателям.

ДИМАЙЗ-ЧАРТЕР (DEMISE CHARTER) — договор найма судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя, который принимает на себя все расходы по судну, включая зарплату экипажу, и расплачивается с судовладельцем ежемесячно.

ДИСБУРСМЕНТСКИЙ СЧЕТ (DISBURSEMENT ACCOUNT) — документ, содержащий перечень расходов агента по обслуживанию судна и заверенный капитаном.

ДОГОВОР ДОГРУЗА (BERTH NOTE) — применяется для оформления перевозок массовых грузов при неполной загрузке линейных судов генеральными грузами, а также перевозок траловыми судами дополнительных партий груза из места отгрузки судна, отфрахтования по чартеру для перевозки неполного груза.

ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ (CONTRACT OF CARRIGEBY SEA)— соглашение, устанавливающее условия перевозки грузов и пассажиров морем.

ДОГОВОР ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ (FIXTURE NOTE) — предварительная договоренность о фрахтовании, которая впоследствии заменяется чартером.

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ СУДНА (ЧАРТЕР) (CONTRACT OF AFFREIGHTMENT, CHARTER) — соглашение между судовладельцем и фрахтователем о найме всего судна или части его помещений для перевозки грузов, согласно которому перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и выдать законному получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

ДОКОВАЯ РАСПИСКА — документ, выдаваемый управлением порта и удостоверяющий принятие товаров для отправки и помещения на портовой склад.

КОНОСАМЕНТ (BILL OF LADING) — документ, выдаваемый перевозчиком, удостоверяющий принятие груза и перевозки с обязательством доставить его в порт назначения и выдать грузополучателю. Выступает в качестве расписки перевозчика в приеме груза и играет роль товарораспределительного документа.

КОНОСАМЕНТ ЗАСТРАХОВАННЫЙ (INSURED BILL OF LADING) — коносамент, применяемый при перевозке груза в контейнерах. Представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом.

КОНОСАМЕНТ СКВОЗНОЙ (THROUGH BILL OF LADING) — заполняется и выдается в случае доставки груза с перевалкой на другое судно или иное транспортное средство.

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ (CLEAN BILL OF LADING) — коносамент, не содержащий каких-либо оговорок перевозчика, порочащих груз. Обычные условия договора купли-продажи, дающие продавцу право получить в банке причитающиеся ему за товар платежи.

МОРСКОЙ ПРОТЕСТ (CAPTAIN'S PROTEST) — оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательства для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ НА ФРАХТОВАНИЕ ТОННАЖА — документ, выдаваемый перевозчиком в подтверждение того, что для данной партии зарезервировано место на каком-либо транспортном средстве.

ПОРУЧЕНИЕ НА ОТГРУЗКУ, ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР (LODING ORDER, SHIPPING ORDER) — поручение предприятия-экспедитора порту на отгрузку экспортного груза морским транспортом.

ТАЙМ-ЧАРТЕР (TIME CHARTER) — договор о найме судна на срок. Судовладелец содержит судно в исправном состоянии, оплачивает содержание экипажа, фрахтователь несет все остальные расходы и выплачивает судовладельцу наемную плату.

ТАЙМШИТ (TIME-SHEET) —двусторонний документ, подтверждающий разумное использование времени на погрузочно-разгрузочные работы в соответствии с договором о морской перевозке, в котором также фиксируется, стояночное время судна при погрузке и выгрузке.

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА (NAVIGATOR (MATE) RECEIPT) — судовой документ, подтверждающий принятие груза к перевозке; основание для выписки коносамента.

ФРАХТОВЫЙ МАНИФЕСТ (FREIGHT MANIFESTO) — документ, содержащий ту же информацию, что и грузовой манифест, а также дополнительные данные, касающиеся платы, взимаемой за провоз, и прочих расходов.

ФРАХТОВЫЙ СЧЕТ (FREIGHT ACCOUNT) — выдаваемый транспортным оператором документ, в котором указываются фрахтовые ставки и издержки на транспортировку, а также условия платежа.

ЧАРТЕР ОТКРЫТЫЙ (OPEN CHARTER) — договор о фрахтовании судна, в котором не указаны ни род груза, ни порт назначения.

ЧАРТЕРЫ ТИПОВЫЕ (STANDARD CHARTER) — чартеры, разработанные с учетом вида груза и направления перевозок.

ЧАРТЕР ЧИСТЫЙ (CLEAN CHARTER) — чартер, подписанный судовладельцем и фрахтователем без каких-либо изменений стандартной формы, которые могли бы причинить ущерб договаривающимся сторонам.